^Наверх^
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

englishwithovcharova.ru

Сайт учителя английского языка Овчаровой Елены Валериевны

Воспитание–ключевые моменты!

Воспитание ребенка — самое важное дело любого родителя и конечно этот процесс долгий, ответственный, требующий особых знаний и чуткости.  Я давно уже  задаюсь вопросом, почему в школах, в старших классах не введут предмет педагоги и  детской психологии, в то время как не каждый из учащихся будет педагогом или психологом, но большая часть из них станет родителями. Конечно сегодня в помощь родителям существует много различной литературы, огромное количество методик, течений и моделей, а также множество специалистов, детских психологов, но как правило, интересоваться этим люди начинают, когда ребенок уже появился в семье или, что еще хуже, когда столкнулись со сложностями воспитания.  Давайте выделим несколько основных принципов успешного воспитания детей.

 

1.    Восприятие и принятие ребенка как личность, со своими  желаниями, устремлениями, чертами характера. Принятие ребенка таким, какой он есть, является наиважнейшим условием его благоприятного развития— это четкое понимание, что ваш ребенок, не принадлежащая вам вещь, а прежде всего личность, через вас пришедшая в этот мир для получения своего опыта, для отработки своих уроков, для достижения своих целей.    Очень важно для ребенка осознавать и чувствовать,  что он любим вами безусловно, важен и нужен просто так сам по себе, а не потому, что он «хорошо себя ведет», «собирает игрушки» или «слушается родителей». В помощь родителям существуют ласковые прикосновения, объятия и фразы, вроде «Мне хорошо, когда мы вместе» и «я рад (а), что ты у нас родился». Дети понимают все буквально и для маленького человека такие знаки родителей — залог устойчивого психологического развития.

2.    Если вы хотите, чтобы ваш ребенок приучался с детства проявлять ответственность и самостоятельность (а это большой залог благополучной жизни ребенка) -не пытайтесь сразу бежать ему на помощь,  позвольте сначала ребенку самому решить ту или иную возникшую проблему и только если он обратится к вам за помощью, объясните, где он возможно совершил не правильные действия, почему у него не получается, покажите, как было бы правильней.  Фразы типа:  «разбирайся сам!» недопустимы, если ребенок обратился к вам за помощью. Помогать необходимо, но только в том, что ребенок не в состоянии сделать самостоятельно.  Ребенок все познает постепенно, не ждите, что с первого раза он все уловит и в дальнейшем не попросит вашей помощи, у каждого свой потенциал, поэтому терпеливо  и постепенно передавайте ему новые знания и навыки.

3.    Не навязывайте ребенку свои желания, устремления и нереализованные амбиции

Родителям, которые слишком много требуют от ребенка по части его реализации (музыкальная школа, шахматы, конкретный вуз, хорошая, по их мнению, работа), как правило, сами в чем-то не реализовались и очень хотят, чтобы хотя бы ребенок реализовал то, что им кажется важным, интересным, нужным. Но главная опасность заключается  в том, что родители перестают совершенно слышать и понимать нужды и стремления своего ребенка и начинают отдаляться от него, если родители настойчиво пытаются приобщить своих детей к «нужным» занятиям, те в свою очередь, с еще большим упорством начинают заниматься «ненужными делами». Ведь в каждом человеке заложено природой желание бороться за право желать и получать то, в чем он нуждается. Особенно часто такие случаи происходят с подростками. Необходимо понимать, что личностные качества и способности ребенка развиваются только в тех делах, которыми они занимаются по своему желанию и с интересом. 

4.   Реальность и ожидания. Тут два варианта развития ошибочных взаимоотношений. Одни родители смотрят на свое чадо через розовые очки, надеются и верят, что он будет самым лучшим во всем, и либо, не видя реальных способностей ребенка, внушают и ему ложные взгляды и оценки себя, либо, не видя результатов своих ожиданий, начинают тащить к этим достижениям за уши. Второй вариант кардинально противоположный: как бы ребенок не старался - все мало, надо больше, или все принимается как должное,  и совсем не отводится места похвале для ребенка. Увы, обе эти крайности  опасны. Нужно трезво оценивать способности и возможности вашего ребенка, ставить перед ним выполнимые задачи, обязательно хвалить – это позволяет ребенку уяснить, что хорошо, что плохо, что правильно, что нет, это подкрепляет уверенностью  и вашей поддержкой. У всех родителей есть свои ожидания по поводу детей, это нормально, только нужно реально оценивать его способности и его личные стремления. Чуткость, терпение и понимание, желание слушать и слышать – все это поможет вам на пути воспитания, хотя конечно, ошибки  неизбежны, ведь мы тоже этому учимся.

 

5.   Через любовь к успеху! Если вы решили приобщить ребенка к какому-то полезному занятию/труду, привить ему любовь к полезному делу или учебе, ПОМНИТЕ, никогда это дело не должно ассоциироваться с негативом, с вашей негативной реакцией, с раздражением (если у ребенка не получается), с давлением. Любовь (к труду, определенным обязанностям) прививается только через ЛЮБОВЬ и ваш положительный пример!

Чаще всего  этот пункт касается каких-то домашних обязанностей или учебы и подготовки уроков. Дело в том, что в этих занятиях чаще всего, за ребенка решения принимают или родители, или учителя. У него практически нет выбора, и обучение для него — это постоянное принуждение, неудачи, ошибки, оценки хорош он или нет и насколько хорош, ругань и наказание, словом, отрицательные эмоции, которые накапливаются, превращаются в блоки постоянных переживаний и страхов. От этого в первую очередь страдает самооценка. И это те случаи, когда говорят «отбили охоту». Вспомните хорошенько, как начинал учиться ваш малыш, когда только только начинал учиться мыть посуду, убирать комнату, видя как это делаете вы. Дети, как правило, за все новое берутся с энтузиазмом, желанием помочь, желанием учиться….А что происходит потом? Недовольства, крики, ругань, что сделал не так или вовсе не сделал, ярлыки и установки (что бестолковый, неумный и т.д.) А потом мы удивляемся, почему повзрослев, наше чадо так упорно не хочет учиться чему-то новому, брать на себя ответственность, совершать взрослые поступки и т.д.

6. «Грамм собственного опыта стоит тонны чужих наставлений»

Речь идет снова об ответственности, мы коснулись ее в предыдущем посте, но тут поподробней об излишней заботе (Ранний подъем, уборка своей комнаты, проверка уроков). Все это и далее постепенно перекладывается на ребенка, чтобы он постепенно учился и ощущал ответственность за себя. Это позволит ему воспитать в себе организованность и уверенность. Поначалу придется пожертвовать некоторым комфортом и благополучием, ведь нам всегда кажется, что мы сделаем это быстрей и лучше (и некогда ждать пока он там научится чему-то), но, как ни странно, отрицательный опыт также очень важен и для ребенка и для вас:  он поможет научиться терпению и выдержке. Именно вследствие этого ребенок взрослеет и становится самостоятельным, а не по достижению определенного возраста, когда нам вдруг начинает казаться, что пора было за это время этому уже научиться;)

7. Жизнь порой учит лучше, чем родитель и не стоит этого бояться.

Конечно так как мы взрослые люди, и причинно -следственные связи нами многие уяснены, мы начинаем пугать ими ребенка, не давая вообще возможности научиться чему-то на собственном опыте (конечно речь не идет о вещах, которые несут угрозу жизни и здоровью). И когда за неправильные действия ребенок наказывается «самой жизнью», то лишь добавляем масла в огонь родительскими назиданиями.

А ведь он ждет от нас  понимания и сочувствия к  его переживаниям, поддержки, а не тонны новых наставлений и фраз типа «А я тебя предупреждала!» Не стоит  надеяться застраховать свое чадо от негативных последствий его собственных действий. Для него — это ценный опыт и воспитание в себе сознательности, уяснения этих причинно-следственных связей.

8. О наказаниях. Наказывать нельзя помиловать.

Вообще наказания, запреты нужно использовать по минимуму, иначе они не будут нести должного воздействия. Оценивайте действительно серьезные запреты, где нужно настоять на своем, а где это необязательно. Не угрожайте наказаниями каждый раз за какие-то мелкие провинности.  Для правильного воздействия необходимо иметь запас приятных, радостных для ребенка моментов,  традиций, которые он любит и очень ждет. Можно пригрозить отменой приятного мероприятия, если ребенок совершил проступок.  Но есть вещи, с которыми нельзя связывать наказания.

С чем нельзя связывать наказания:

  1. Нельзя связывать это с едой («если не съешь, я тебя накажу» - устанавливает блок, и уродует пищевые привычки ребенка.
  2. Нельзя наказывать в тех вещах, к которым вы хотите привить любовь (это приведет к отторжению только)
  3. Нельзя наказывать за то, за что ребенок уже получил (выговор в школе, или сама жизнь его наказала) Например: «Ребенок дотронулся до горячего чайника и обжегся. А мама начинает ругать его и грозить, что еще и она сейчас наподдаст, потому что тысячу раз говорила, что этого делать нельзя). Ребенок и так уяснил на собственном опыте, получив ожег, но получая наказание еще и от мамы, он формирует четкое умозаключение, что если жизнь меня накажет, мама не поддержит, а накажет еще больше! 

 

Поделитесь ими с друзьями!

englishwithovcharova.ru